Суббота, 27.04.2024, 03:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 34
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Орхидея.Ru -( разговор не о цветах)

взгляд на лесбийское искусство

Женское творчество: взгляд на лесбийское искусство

 

Писательница-лесбиянка Джанет Фланнер, переодетая в мужчину. Такого рода портреты являлись ярковыраженной лесбийской темой. (1927) Беренис Эбботт
 По утверждению искусствоведов, такого понятия как "лесбийское искусство" или "лесбийская художница" не существовало до 70-х годов двадцатого века. Несмотря на это, лесбийские художницы несомненно были и работали до этого времени. Их достижения в сфере искусства считаются еще более выдающимися из-за того, что они столкнулись с препятствиями и как женщины, и как лесбиянки.

Джуна Барнс (Б. Эбботт)
Причина их относительной неизвестности находится в том, что серьезные художницы любых направлений были вообще аномалией, а сексизм и гомофобия в искусстве отражали то же отношение в культуре. Для того, чтобы сделать и продвинуть карьеру в искусстве, многие женщины прибегали к таким простым уловкам как подпись своих работ инициалами, а не полным именем, дабы избежать явной идентификации пола, так же как многие писательницы придумывали себе мужские псевдонимы, чтобы опубликовать свои литературные творения.
 Лесбиянки, которые хотят заниматься искусством, сталкиваются с особенным набором проблем. До недавнего времени, мир европейского высокого искусства принадлежал исключительно мужчинам, они фигурировали в нем как творцы и как потребители. То есть, все, что создавалось в нем, было сделано мужчинами для мужчин, а женщине, тем более лесбиянке, в этом мире не было места. Исключение женщин-творцов и недостаток покровительниц искусства продолжают формировать мир изящных искусств до сих пор.

"Амазонка" (1920, музей Карнавалет, Париж) Ромейн Брукс
Например, мужская доминантность в художественных ВУЗах не означает, что на свете есть меньше одаренных женщин и женщин-лесбиянок, а лишь тот факт, что у них меньше доступ в такие заведения. Это же может быть одной из причин тому, что многие лесбиянки предпочитают фотографию как форму самовыражения, где несложные технические навыки могут быть освоены без вступления в ВУЗ.

Столетия полового неравенства в материальном плане, социальном статусе и сексуальной автономии означают, что в то время как мужчины свободны смотреть, оценивать и выбирать сексуальных партнеров, женская сексуальность ограничена до нарцисстичной самооценки для того, чтобы привлекать мужчин.

Тема переодеваний появляется почти во всех ее работах. "Питер: молодая английская девушка" (1923-24, Национальный музей Американского искусства, Смитсонский Институт) художница и фотограф Ханнa Глюкштейн. Ромейн Брукс.
До начала прошлого века мало кто из художниц-лесбиянок отваживался  открыто рисовать лесбийские образы. Но с появлением творческих салонов Гертруды Стайн и Натали Барней в Париже это начало меняться. Интернациональная группа творческих людей образовалась в литературном салоне Стайн и ее подруги Алис Б. Токлас, которые так же были покровительницами прикладного искусства. Параллельно существовал салон Барней, в котором более открыто покровительствовали гомосексуалам. "Амазонка", так называли Барней в кругу друзей, открывала двери своего салона на протяжении 60 лет.
Одна из фотографов-лесбиянок, которая сформировалась в этом салоне - это Беренис Эбботт (1898-1981). В Нью-Йорке она познакомилась с писательницей и иллюстратором Джуной Барнс, которая и привела ее в салон Барней. Она окончательно переехала в Париж в 1921 году, где стала ассистенткой фотографа-сюрреалиста, Ман Рея, а позже, освоив фотографию, открыла свою студию. Эбботт специализировалась на портретах своих подруг и знакомых.   Одна из выдающихся художниц-лесбиянок среди эмигрантов была Ромейн Брукс (1874-1970). Она родилась в Риме и, по ее воспоминаниям, провела там тяжелое детство. Вынужденная рисовать тайно, потому что ее мать запрещала это, она эмансипировала себя в 21 год и переехала в Европу, позже остановившись в Париже.

На этом автопортрете нарисована Тамара де Лемпикa со своей первой женщиной, рыжеволосой Ирой Перро, которая отвезла ее в Италию, чтобы посмотреть работы итальянских художников.
В 1902 году у нее был короткий брак с музыкантом-гомосексуалом, Джоном Бруксом. В этом же году смерть ее матери  сделала ее независимой и богатой, а ее брак ненужным. Она, так же как и Эбботт, увлекалась портретами, на которых фигурировали ее подруги и любовницы, а иногда и она сама. Заинтересованная андрогинностью и гендерными ролями, она превозносила образ женщины-героини или воинтственной женщины в своих работах. В ее рисунках доминируют серые оттенки, строгость и суровость. В 1915-м году Брукс встретила Барней, с которой провела почти 50 лет. Все эти годы Брукс мирилась с бесчисленными романами Барней. Они расстались, когда им обеим было около 90 лет. Одна из самых известных ее работ это портрет Барней: на этом портрете Барней представлена не как светская львица в кругу почитателей, а как меланхоличная особа на фоне дождливого Парижа, какой представала перед своей возлюбленной. Но тем не менее сила характера и одухотворенность явно видны в чертах ее лица. Тема переодеваний появляется почти во всех ее работах.

Две фигуры женщин в объятиях друг друга. Их близость ярко выражена, а с помощью акварели передана нежность. Это не самая откровенная из работ Леонор Фини и здесь есть место для других трактовок, помимо интимной близости двух женщин.
 В рисунках польской художницы Тамары де Лемпики (1898-1980) можно увидеть больше лесбийской экспрессии чем у ее современниц, хотя ее трудно назвать лесбиянкой, скорее бисексуалкой. Она стала достаточно известной уже при жизни. Ее работы, написанные в стиле арт-деко, остаются популярными до сих пор. Уроженная Тамара Горски в 1916 году вышла замуж за  аристрократа Тадеуса Лемпика. По одной из версий они жили в Петербурге во время революции и ее муж был арестован ЧК, а она сбежала в Европу. По другой версии, они оба уехали в Париж до начала революции, где она училась изящным искусствам в Французской Академии. В 1928 году муж отказался мириться с ее лесбийскими романами и они развелись. Но рядом с ней всегда находился какой-нибудь богатый компаньон. В 1933 году она познакомилась с Сюзи Солидар, с которой провела несколько лет.

 Примерно на 30 лет позже вышеупомянутых художниц, в мире искусства появилась аргентинская художница Леонор Фини, в работах которой лесбийская тематика принимает более откровенный и эротичный образ.


На этом рисунке нет места сомнениям о роде отношений женщин. Леонор Фини использует декоративный фон на заднем плане, дабы подчеркнуть фигуру одной из женщин, тогда как фигура другой утопает в светлых тонах дивана. Обе с закрытыми глазами, на лице лежащей блаженное выражение. (1967)

 Из феминистского движения 60-70 годов выходит лесбийский феминизм, в котором образ женщины подчеркнуто сильный. До этого времени мы не видели лесбийскую эротику, созданную лесбиянками, если она и существовала, то была сделана мужчинами для мужского визуального удовольствия. А лесбийский феминизм дал возможность среднему классу женщин на самовыражение и свою сексуальность.

На портрете мы видим одну женщину в амазоноподобном костюме, а другую держащую ветку, как оружие. Фини передает образ сильных, способных постоять за свои права женщин. Сидящяя смотрит прямо на зрителя, не опуская глаз, тогда как ее поруга оглядывается, как будто высматривая опасность.
Леонор Фини родилась в Буэнос-Айресе в 1907 г. После развода, мать годовалой Леонор переезжает с ней в Италию. Отец девочки едет за ними, чтобы похитить Леонор и увезти назад в Аргентину. Но ее мать не сдается и перехищает свою дочь (без малейшей помощи со стороны правоохранительных органов), после чего она вынуждена на протяжении 6 лет маскировать ее под мальчика, пока отец не прекращает поиск.

Творческая карьера Фини также началась с драматической ноты – из-за болезни  глаз она долгое время ходила с перевязанными глазами и жила в темноте. Что послужило развитию неординарной фантазии и внутреннего зрения. После выздоровления она решила заняться искусством. Леонор не посещала ни одного худ. заведения, училась сама и в возрасте 17 лет организовала свой дебют – выставка в Триесте (итальянском городе, где она жила с матерью). Ее стиль обычно относят к сюрреализму, но без ее согласия. В ее творчестве отсутствует мужской образ, она акцентирует женскую сексуальность.

На этих фотографиях мы видим пожилую лесбийскую пару. На первой одна из женщин нежно придерживает другую за плечо и они обе смотрят вперед – автор показывает такой позой моделей, что и в таком возрасте тоже можно видеть будущее. На второй фотографии – поцелуй,  страсть тоже присутствует в отношениях женщин после 30. На первом плане зритель видит руку одной из женщин, гладящую щеку другой, на этой руке морщины, она не молода и тем не менее интимная близость не чужда этой паре. Ти А. Коррин.

 Многие критики, а так же сами представительницы лесби-сообщества сетуют на то, что в визуальном искусстве образ лесбиянки слишком идеализирован и далек от реальности. Впечатление, которое создается у зрителя после просмотра многих произведений, что все лесбиянки умирают молодыми, потому как мы не видим на картинах и фотографиях женщин старше 35 и что ни на одной из них нет ни грамма лишнего веса и уж, тем более, морщин. Это ложное представление решила разбить своим творчеством американка Ти А. Коррин. Она представляет женскую красоту не в общепринятом понимании оной.



"Поэзия Секса". Посредством черно-белой пленки и негатива, Коррин главное на ее взгляд в этой композиции – нежность, близость, а не эротика обнаженных тел. Одна из женщин поддерживает другую, в то время ее подруга обнимает ее за шею – такая поза символизирует доверие между партнершами.
 Линда Ти родилась во Флориде в 1943 году, к 1968 г. закончила 4 ВУЗа. Она всегда хотела, чтобы ее творчество имело влияние на общество и, зачастую, трудно разделить ее личную жизнь от публичной. В середине 60-х она начала выставлять свои работы. В 80-х стала одной из создательниц "Феминистского Журнала Фотографии". Помимо фотографии, занимается поэзией и прозой. В своем творчестве акцентирует внимание на постоянных (долговременных) лесбийских отношениях.






 Как можно убедиться из этого короткого экскурса в женское искусство, лесбийское творчество определенно существует. С каждым новым поколением женщин, оно становится все более экспрессивным и открытым, привлекая к себе все больше внимания общества. Посредством визуального творчества лесбиянок, людям представляется уникальная возможность заглянуть в их внутренний мир и стиль жизни. Это позволяет нормализовать образ лесбиянок и лесбийских отношений в глазах общественности, помимо эстетического впечатления от просмотра работ.


5