Автомобили, спорт, моторы, скорости. Кажется, это исключительно мужской мир, и женщины здесь служат лишь красивым украшением, подобно победному подиуму и шампанскому. Но не тут-то было: факты свидетельствуют, что история женщин-гонщиц, вопреки расхожему заблуждению, ненамного моложе истории самого автоспорта.
Раллийные женщины
«Дебют»
прекрасного пола на автосостязании состоялся в далеком 1901 году, в
пробеге «Париж – Берлин»: на 32-м месте в самой грандиозной по тем
временам гонке (1100 км, 122 участника) финишировала Камилла дю Гас.
В 1904-м она приняла участие в гонке на моторных лодках и даже выиграла
«Алжир – Тулон». Затем она увлеклась скачками на орловских рысаках и
даже основала собственный конезавод. Последнее упоминание о дю Гас
датировано 1939 годом, когда она гастролировала по Европе как
первоклассная пианистка.
Дело дю Гас продолжила чешка Элизабет Юнек Хасвова, больше известная как Элишка Юнкова. В 20-е годы она на равных состязалась с сильнейшими пилотами планеты – Альберто Аскари, Тацио Нуволари, Рудольфом Караччиолой. В автоспорт Элишку привел муж, богатый банкир; одного старта в качестве то ли штурмана, то ли механика оказалось достаточно, чтобы 22-летняя студентка «заболела» гонками на всю жизнь – в 80 лет Юнкова все еще посещала европейские Гран-при «Ф-1». В ее коллекции 56 кубков за победы в горных и кольцевых гонках, спринтах и марафонах на сложных трассах вроде «Спа» или «Тарга Флорио» – и это всего за четыре года! Гоночная карьера 26-летней Элишки оборвалась в 1928 году: на тренировке в Нюрбургринге разбился ее муж, и Юнкова в самом расцвете сил повесила шлем на гвоздь.
В 60-е годы в ралли блистала Патриция Мосс.
Выступая за заводские команды BMW, Austin, SAAB, сестра знаменитого
гонщика «Ф-1» Стирлинга Мосса выигрывала многие соревнования, самые
известные из которых Liege-Roma-Liege’1960, Tulip Rally’1962,
Sesteries’1968. Увы, Пат тоже покинула трассы преждевременно: в 1969-м
она вышла замуж за сильнейшего скандинавского раллиста Эрика Карлсона и с
тех пор стартует только в гонках ветеранов. Многим поклонникам ралли
известно имя француженки Мишель Мутон. Она остается
единственной представительницей прекрасного пола, которой удавалось
выигрывать этапы Чемпионата мира по ралли, который начал проводиться с
1979-го. В 1982-м в паре с Фабрицией Понс она до последнего этапа
претендовала на чемпионский титул – экипаж упустил корону лишь из-за
поломки КПП.
В 1985 г. этот феноменальный женский дуэт распался:
каждая из женщин предпочла посвятить себя семье. Однако уход был
недолгим. Первой не выдержала «изоляции» Понс, выигравшая два этапа WRC в
паре с Пьерро Льятти. Вскоре вернулась на трассы и Мутон. Сейчас она
известна как организатор уже почти культовой «Гонки чемпионов»,
собирающей в межсезонье звезд авто- и мотоспорта.
Есть
чем гордиться и действующим гонщицам. Возглавляющая ныне
фольксвагеновскую «армаду» Ютта Кляйншмидт в 2001-м, выступая еще на
Mitsubishi, победила в знаменитом рейде «Париж – Дакар». Ее лавры не
дают покоя Андреа Майер (она начинала покорять Сахару на мотоцикле, а
затем оказалась в заводской команде Mitsubishi за рулем Pajero Evo) и
Элизабет Жастину – правда, эта гонщица мечтает выиграть «Дакар» на
грузовике Renault Kerax.
Королевы колец
В
различных кольцевых гонках успехи «новых амазонок» не столь
значительны. Так, за все 54 года существования «Формулы-1» в эту
гоночную серию пробились только пять женщин-пилотов: Мария Тереза де
Филипис, Дивина Галика, Дезире Уилсон, Джованна Амати и Лелла Ломбарди. И
лишь последняя смогла получить зачетные очки: в 1976 году в Испании
«тигрица из Турина» финишировала 6-й. Зато Галика стала первой женщиной,
покорившей гоночный грузовик. Помимо нее, в тракрейсинге (и
небезуспешно) выступали Эллен Лор, Минна Куопалла, Рейнхильда Браун и
Хизер Бейли, ставшая чемпионкой Великобритании на… ЗИЛе!
А
вот за океаном «эмансипация» автогонок, как ни странно, значительно
отстает от общеевропейской. В первую очередь заслуживает упоминания Линн
Сент-Джеймс, которая с 1989 по 1998 гг., будучи уже бабушкой, выходила
на старт гонки «500 миль Индианаполиса». Сейчас главная гоночная надежда
США – Сара Фишер, регулярно участвующая в заездах IRL. В 2002-м
20-летняя гонщица даже проводила тесты болида формульной конюшни McLaren
– правда, скорее показательные.
Рекорды скорости
Зато
в рекордных заездах США были «впереди планеты всей». Всем известен тот
факт, что американский гонщик Крейг Бридлоу завоевал титул самого
быстрого человека на Земле, когда в 1968 г. на автомобиле с поршневым
двигателем «Spirit Of America» достиг скорости 893,366 км/ч.
Правда,
рекорд Крейга давно побит, зато его супругу Кейт, которая в том же году
на той же машине разогналась «всего» до 496,566 км/ч, еще никто не
«обогнал». Более того, ни одна женщина даже не пыталась приблизиться к
этой отметке. Американке же, голливудской каскадерше Китчи О'Нэйл,
принадлежит неофициальный абсолютный «женский» рекорд скорости. 8
декабря 1976 г. на SMI Motivator она по сумме двух заездов показала
843,323 км/ч, в одном из них разогнавшись… до 1000 км/ч! Но, поскольку
ее болид был на реактивной тяге, ФИА не признала его автомобилем –
рекорд миссис Бридлоу устоял.
на 1/6 суши
В России (тогда еще в Российской империи) известнейшей представительнецей слабого пола в гонках была госпожа Римская-Корсакова, лихо пилотирвавшая полуторатонный «Мерседес». В многочисленных соревнованиях на регулярность хода, как тогда называли ралли, она составляла достойную конкуренцию мужчинам.
В
советское время (50 – 60-е гг.) прославились, прежде всего, мотогонщицы
Ирина Азулина и Нина Михеева-Суслова. Девушки одинаково успешно
выступали и в кроссах, и на «кольце», и в ипподромных гонках – 14 и 9
чемпионских титулов СССР соответственно!
В автоспорте самыми
результативными оказались Илона Алишаускене и Рута Крикштампонене: в
1988-м они стали мастерами спорта СССР. После распада Союза женский
экипаж появился и в Украине. В 1999-м Наталья и Яна Франчук,
выступающие, как и литовки, на «восьмерке», «дораллили» до аналогичного
звания в нашей стране.
Были украинские «солистки» и
в кроссе – Любовь Стаммо и Галина Чаус. На сегодня в ралли выступает
единственная украинская женщина-пилот – Ольга Петренко. А вот
женщин-штурманов, как и во всем мире, у нас куда больше: дело Натальи
Олексюк и Нелли Кожемякиной, в последний раз выходивших на старт в 1996
году, продолжают те же сестры Франчук, Ирина Коломийцева, Лариса Мандрик
и Лада Соустова, самая результативная девушка в украинском
автомотоспорте.
В прошлом сезоне Лада стала серебряным призером в
классе «Украина-1400». А в нынешнем 17-летняя гонщица из Алушты
переквалифицируется в пилота, так что у нас еще будет повод поговорить о
женском факторе в автоспорте.
В России в марте 1996 года женские гонки впервые прошли на городском уровне, в рамках ледовых гонок, проводимых на Васильевских озерах СТК «ЛАДА» и фирмой «МЕГА-ЛАДА». В отборочном туре выступило порядка 60 жительниц Тольятти. А уже в 2000 и в 2001 годах женские соревнования, проводимые автомобильным клубом «ЛАДА-Автоспорт», получили статус всероссийских с появлением в Тольятти участниц из гг. Москвы, Самары, Улан-Удэ, Омска. Результатом усилий и логическим завершением «детского» периода зарождения клуба стала организация корпоративного автомобильного женского клуба «ЛАДА-ЛЕДИ».
Не менее значимым
событием российского масштаба является факт создания в Москве
общественной организации содействия развитию автоспорта и автотуризма
«Автоледи России», президентом которой стала Лидия Васильевна Блохина,
президент Конфедерации деловых женщин России. Первым вице-президентом
утверждена Ирина Зайцева, директор клуба «ЛАДА-ЛЕДИ». Наравне с
мужчинами-пилотами на старте "Формулы Русь" в 2002 году появляется
молодая гонщица Юлия Шакирова и Полина Кулюхина. К девушкам, не
побоявшимся пилотировать двухлитровый болид, поначалу отнеслись
настороженно, но в дальнейшем факт присутствия представительниц слабого
пола на формульных трассах уже никого не смущал.
В 2001-м
единственный женский экипаж – Дарья Линкова и Мария Румянцева –
выступали на чемпионате России по ралли-рейдам и даже приехали в призах
на нескольких гонках, вместе с тем получив звания мастеров по
автоспорту. Кроме того, Мария Румянцева стала первой женщиной, попавшей
от России на международный отбор «Кэмел Трофи». Параллельно с этим Мария
работала на «РЕН-ТВ», а в 2001-2002 году поехала журналистом на
«Париж-Дакар» вместе с Михаилом Медведевым.
Елена Голубкина,
неоднократный призер Кубка России по ралли в зачете N2, победившая в
2005 году на ралли «Новороссийск» в классе А6, и Елена Правдина,
кандидат в мастера спорта по автоспорту, участник Чемпионата и Кубка
России по ралли-рейдам, бронзовый призер этапа Чемпионата России
«Коломенские Броды 2005», совсем недавно выступили в международном
ралли-рейде "Rallye Aicha des Gazelles" ("ралли Газелей") – единственном
в мире женском соревновании по ориентированию на автомобилях,
мотоциклах, квадроциклах, грузовиках и прототипах.
Елена Седых, Алевтина Красулина и Марина Данилова многократно стартовали на российских раллийных соревнованиях, а мастер спорта штурманесса Илона Накутис – единственная на сегодняшний день женщина в российском автоспорте, которая выступала на трассах WRC.
P.S. За всю историю автоспорта их было не больше сотни – амазонок, рискнувших отказаться от всех привилегий своего пола. Правда, они так и не смогли всерьез потеснить мужчин с подиумов. Может быть, все еще впереди?..